Новости

Программа "Свобода жизни"

      О своей деятельности я хочу рассказать в свете её отличий от большинства подобных программ, проводимых различными волонтёрскими объединениями для детей из детских домов и школ-интернатов.  Обычно программы подобного рода, относящиеся к теме профориентации и социализации воспитанников детских домов, проводятся следующим образом и имеют следующие варианты содержания:

   - группа волонтёров в едином порыве собирается и едет в детский дом проводить какой-либо праздник или мастер-класс.  Идея, по сути своей, хорошая – развлечь детей и научить их интересным вещам, например: как приготовить торт; как сделать своими руками сувенир из бумаги, ткани, других материалов; как научиться накладывать макияж и делать причёски; как научиться показывать фокусы; и т.д. и т.п.  На мой взгляд, это больше похоже просто на разноплановое проведение досуга, чем на приобретение полезных навыков именно для последующей взрослой жизни. Да, для детей младшего возраста это полезно и это нужно делать, такое проведение досуга в любом случае расширяет картину мира ребёнка, но для подростков предвыпускного возраста это практически практически ничего, кроме развлечения, не даёт;

 - для ребят из детского дома раз в один-два месяца организуется поездка на какое-либо предприятие с целью знакомства с той или иной профессией, однако чаще всего детей фактически знакомят не с профессией, а с самим предприятием... Волонтёры собирают немалые средства на оплату автобуса, организацию питания детей на целый день, тратят своё время и силы и, опять же, открытым остаётся вопрос – что это даёт конкретному ребёнку? Да, детей покатали на автобусе, показали картинки из красивой жизни, а что дальше?.. Информацию «для общего развития» детям дали, но как её применить в жизни?..

 

    Я делаю совсем другое.   Моя работа состоит в том, чтобы сконцентрировать свои усилия не на обучении детей каким-то конкретным действиям, а на обучении их более широкому взгляду на жизнь и конструктивным моделям поведения для последующего их применения в разных жизненных ситуациях, при решении самых разных жизненных задач, чтобы помочь ребятам научиться доверять другим людям и, самое главное, доверять себе и верить в самих себя!  Суть моей деятельности я вижу в том, что она помогает раскрыть творческий потенциал этих детей и даёт им навыки самоопределения, чтобы во взрослой жизни они смогли стать по-настоящему успешными людьми, чтобы они нашли своё призвание, своё место в этой жизни, место среди нас после выхода из детского дома.

 

Формат программы довольно простой - она состоит из двух "блоков".

       Первый "блок" стандартный  - вначале я приезжаю в каждый детский дом всего два раза. В первый мой приезд мы с ребятами просто разговариваем. Разумеется, тема разговора подобрана с учётом главной цели  и наше общение направлено на то, чтобы показать подросткам, что для того, чтобы в будущем успешно решать любые жизненные задачи, необходимо сегодня провести «ревизию» своих ресурсов, упорядочить их внутри себя, найти «пока ещё слабые места», "научиться учиться" тому, чего они пока ещё не умеют, но уже хотят знать и уметь. Мы общаемся с ребятами 3-4 часа (для 15-18 лет это вполне нормальный формат), за которые я показываю различные конструктивные шаблоны поведения с одновременным их закреплением через специально подобранные упражнения. Моя задача – немного «раскачать»  неконструктивные установки внутри каждого подростка.  И я обязательно даю ребятам «домашнее задание»,  т.к. основная «работа» всегда идёт между нашими встречами. Все ли ребята захотят выполнять эти задания или нет – это будет их выбор, но в любом случае они будут смотреть на тех, кто рядом с ними делает и думает, и в любом случае они обязательно начнут думать над некоторыми вещами уже самостоятельно. 

    Ко второй встрече ребята готовят уже конкретные вопросы, которые касаются именно их, и мы подробно разбираем и домашнее задание, и новые темы. Все дети – разные. И одинаковых вопросов, как правило, у них не бывает. И мы разбираем вместе именно их вопросы, одновременно продолжая общаться в общем ключе: «как именно ответ на тот или иной вопрос поможет этому конкретному подростку?»

     Второй "блок" программы индивидуален для каждого заведения и даже для каждого "подопечного" воспитанника этого заведения. После проведения двух первых встреч я оставляю ребятам свои координаты (номер телефона, адрес электронной почты), но не с целью быть для них «скорой помощью», а скорее стать своего рода «консультационным центром», в который они могут обратиться при возникновении любого вопроса. Я не ставлю себе последующую задачу решать эти вопросы, моя задача – направлять ребят к самостоятельному их решению. На какие-то вопросы я могу отвечать сам, но и в этом случае ответ в большей степени будет не в форме «что делать» и «как делать», а  «в каком направлении посмотреть» и «какие варианты путей достижения той или иной цели существуют для выбора». На большинство вопросов, разумеется, у меня даже таких ответов может не быть, но я могу «переключать» ребят на тех людей, у которых могут быть разные ответы, советовать источники той или иной информации, или даже просто искать для них нужные книги или другие источники для самостоятельного обучения.

      Этим самым у ребят формируются два очень важных навыка для самостоятельной жизни – навык просить адекватную помощь у разных, часто вообще незнакомых людей, которые находятся вокруг них, и навык самостоятельного принятия решения. И это тоже составляет существенное отличие от большинства программ по социализации и профориентации, проводимых многими благотворительными организациями и объединениями, в которых упор делается на то, что рядом с ребёнком появляется «значимый взрослый», который как бы «курирует» ребёнка постоянно, и, кстати, часто этот взрослый принимает за ребёнка решение что ему показать, что ему привезти, чему его научить исходя из своих, взрослых интересов и понятий «что такое хорошо, а что такое плохо». Но после выпуска из интернатного заведения у выпускника не будет рядом этого привычного «значимого взрослого», вокруг будут разные люди, и часть этого окружения будет постоянно меняться, а стандартные программы фактически не дают подросткам навыка общения и получения той или иной помощи от малознакомых людей.   

     В моей программе речь, по большей части, идёт не об обретении доверия ко всем, кто находится рядом, а об обретении большего доверия подростка-выпускника к самому себе, о вере в свои силы, в свои способности, в саму возможность просить (в адекватной форме) помощи у окружающего мира и рационально эту помощь использовать.

 

Почему программа может работать в таком формате?    

   У каждого человека есть заложенные природой способности и таланты, которые помогают ему идти по жизни своим путём, своей дорогой. В этом плане мы все одинаковые, хотя каждый из нас и является уникальной и неповторимой личностью. И эти дети – такие же, как все мы.    Ресурсы есть у всех. Это внутреннее богатство всегда, с момента рождения, находится в самом человеке. Для того чтобы жить свободно, нужно просто вспомнить про эти внутренние ресурсы, развить их ещё больше и научиться ими пользоваться.

     Психика ребенка очень восприимчива и пластична, и поэтому быстро и легко впитывает любой новый опыт, независимо от того, негативный он или позитивный (конструктивный или неконструктивный). Сформированные негативные привычки (неконструктивные модели поведения), с которыми дети попали в детдом и которые получили в самом детдоме являются определённой проблемой, но цель моей программы как раз и состоит в том, чтобы заменить эти модели на полезные, а с детьми это делать проще, чем со взрослыми! Поэтому двух первых грамотно построенных встреч с нужной информацией и упражнениями, плюс домашние задания, позволяют быстро заменить большую часть неконструктивных представлений о мире и моделей поведения на конструктивные. Дети всему учатся очень быстро, и отсутствие у них богатого жизненного опыта в этом случае является очень полезной составляющей – меньше «негатива» приходится перерабатывать за небольшой промежуток времени.

   Просто и из личного опыта, и из своей профессиональной практики я знаю, что любому взрослому человеку, даже выросшему в семье, имеющему за плечами 30-40 лет жизни, требуется относительно много времени, чтобы поменять ту или иную негативную привычку/паттерн поведения на более конструктивные. Детям, даже воспитывающимся в детском доме, в этом плане легче, хотя их психика и более травмирована, чем у сверстников, живущих в семьях. Разумеется, многие неудачи молодых людей после выхода из детдома объясняются не только бытовыми моментами, но и глубинными психологическими нарушениями, связанными с прошлыми событиями своей жизни. Вести глубокую психологическую работу с несовершеннолетними «сторонним» волонтёрам в принципе невозможно, но даже тот мягкий вариант работы, который провожу я, хоть и не является «психотерапевтическим», вызывает положительные изменения в ребёнке, в какой-то мере способствуя  избавлению и от предыдущих психологических травм.

  Любой взрослый, к которому дети испытывают доверие, в той или иной мере является для них авторитетом, и они «впитывают» любую информацию от такого человека очень быстро. А войти в доверие проще всего, показав себя живым человеком, показав, что и у тебя самого в жизни было много чего трудного и тяжёлого, но что благодаря именно разумному поведению ты смог это всё преодолеть и стать успешным человеком. Поэтому личный пример без приукрашиваний, но с объяснением принципа выхода из конкретных, реальных жизненных ситуаций и является самым лучшим. Карта, которую на своём пути использовал сам, и которую сам проверил, принесёт другим гораздо больше пользы, чем карта, по которой никто не ходил.  Когда рассказываешь пусть и красивую, но чужую историю из книжки  – это одно, а когда рассказываешь свою историю, пусть и не такую «причёсанную», но реальную, и ребёнок это видит, слышит и чувствует – эффект получается гораздо сильнее. Да и последующий разбор на причины и следствия получается более приближенным к реальности. Дети это тоже очень хорошо понимают.

     Многие, кто так или иначе помогает таким детям, декларируют свою цель как «не накормить рыбой, а дать удочку». У меня к этой фразе есть небольшое замечание. Этим детям уже дают удочку в том смысле, что у них есть возможность обучиться той или иной профессии во время нахождения в детдоме и сразу после выхода из него.  Просто вариантов этих – чуть больше одного...  А вот показать ребятам, что кроме ловли рыбы удочкой есть ещё и другие варианты (сеткой, палкой острой, запруду на реке сделать, да хоть ведром или шапкой, но НЕ динамитом) – это уже расширить их взгляд на мир. Кроме того, ещё и рассказать о том, какие есть варианты сделать саму удочку (а вдруг та, что дали, сломается?). А затем показать, что кроме рыбы можно ещё и другим питаться. А потом научить задавать вопросы типа: «да, мне дали удочку, но хочу ли я именно ловить рыбу? Может быть я охотник? А может быть, я хлеб буду выращивать или картошку?». И так далее...

     По сути, главная цель моей программы - научить подростка (сделать так, чтобы он это вспомнил!) задавать вопросы «А почему это именно так, а не иначе?..», «А как ещё это может быть?..», «А как ещё это можно сделать?..», «А кто ещё мне может помочь?..». Просто это несколько шире, чем всем знакомая профориентация. Эта программа для того, чтобы дать человеку навык ориентации не только в профессиональном определении, но и вообще в жизни на пути к своей цели и к своему успеху

 

Эта программа для того, чтобы человек снова стал свободным.