Новости

Что имеем и как меняем?

      

Проблема с социализацией выпускников детских домов и школ-интернатов в нашей стране существует столько, сколько существует сама система интернатного воспитания детей. Многие организации, как государственные, так и негосударственные (благотворительные общества, волонтёрские объединения и т.п.) занимаются решением этого вопроса с целью изменить что-то к лучшему в существующей системе.  Также вопросы, связанные с социализацией воспитанников детских домов, так или иначе, решает и персонал этих самых детских домов (штатные психологи, социальные работники, воспитатели).  Но из года в год на «повестку дня» снова и снова выносится один и тот же «больной» вопрос:   многие выпускники просто боятся выходить из детского дома или школы-интерната в незнакомый мир, где их ждёт много трудностей – финансовых, бытовых,  социальных, профессиональных.

       Причин низкого процента успешной социализации выпускников детдомов много. Самые явные это: отсутствие у многих выпускников элементарных бытовых навыков; наличие шаблона «мне должны, я сирота!»; отсутствие навыка самостоятельно добиваться необходимого и привычки пошагово идти к цели, поэтому часто ищется лёгкий путь, и очень часто это путь преступный;  образование «заточено» только на получение ограниченного списка профессий; дискриминация со стороны внешнего мира (клеймо «детдомовца»); низкая самооценка воспитанников интернатных учреждений. Причем, как правило, под словами «адаптируются к жизни» подразумевается наличие хоть какого-то образования и работы, хоть какого-то жилья... Процент по-настоящему успешного обустройства своей жизни среди выпускников интернатных учреждений в реальности просто мизерный...

Сегодня мы имеем следующую ситуацию: сложившаяся система интернатного воспитания делает очень страшную вещь – она загоняет детей в очень узкие рамки. Основная проблема  детей, подростков, выпускников детских домов в том, что у них практически нет свободы выбора, а также у них крайне мало шансов получить какую-либо информацию о том, что они в принципе могут эту свободу себе вернуть и как это можно сделать.

   Обычно проживание детей в детских домах и школах-интернатах, которые являются учреждениями закрытого типа, создаёт чудовищные последствия для их будущей жизни. Оно не даёт практически ничего для раскрытия внутренних ресурсов для самостоятельного существования выпускников после выхода из учреждения. Выпускники детских домов и школ-интернатов часто не знают элементарных вещей, которые известны «домашним» детям. В 17-18 лет они выходят во взрослую жизнь именно с тем очень ограниченным багажом, который получают в детском доме или интернате. Они выходят фактически в никуда из этих внешне благоустроенных мест, где все было «с неба» и всего материального было относительно много...

    Свобода – это, в первую очередь, возможность делать выбор. А сложившаяся система заставляет детей забыть, что у них есть возможность делать какой бы то ни было выбор. Мало того, что этим детям за время нахождения в интернатном учреждении не даётся практически никаких навыков для дальнейшей, уже взрослой жизни, но и имеющиеся у ребёнка навыки использования своих природных ресурсов «забиваются» почти до нуля. Это приводит к тому, что показатели успешной социализации выпускников интернатных учреждений в нашей стране на сегодняшний день очень низкие.

   Единственная на сегодня доступная статистика, везде упоминаемая, это данные Генпрокуратуры РФ (причём непонятна её давность и откуда вообще именно такие цифры взялись, каково разбиение по регионам и по типу учреждения, по истечению какого времени после выхода из учреждения формируются именно такие показатели, причины этого всего,  и т.д. и т.п.):

Из общего количества выпускников:

- 10% так или иначе адаптируются к жизни;

- 40% совершают преступления;

- 40% выпускников становятся алкоголиками и наркоманами;

- 10% кончают жизнь самоубийством.

     Вы можете себе представить, что 90% выпускников детских домов не имеют вообще никакой возможности что-то выбирать в своей жизни? Да и у остальных 10% эта возможность сильно ограничена. И все эти молодые люди живут среди нас после выхода из своих интернатных учреждений, создавая немалую часть того самого не очень позитивного фона, в котором мы все с вами живём.

     У меня есть большое желание изменить эту ситуацию. Для меня это значит научить сегодняшних воспитанников сиротских учреждений тому, как после выхода во взрослую жизнь найти себя в этом мире и стать полноценными членами нашего общества. А для этого главное постоянно напоминать себе: «Чем конкретно я, какие мои конкретный действия могут помочь вот именно этому конкретному ребенку сейчас и как это всё поможет ему потом, когда он вступит во взрослую жизнь?»

     Я занимаюсь волонтёрской деятельностью с 2007 года. Начинал, как и многие волонтёры, в неорганизованной «группе товарищей». В 2008 году присоединился к одному из крупных волонтёрских движений, и за прошедшие четыре года участвовал в реализации нескольких программ (помощь детям-отказникам в больницах, профилактика социального сиротства, помощь детям в интернатных учреждениях, мероприятия по сбору помощи и др.). Также я много общался с участниками других благотворительных объединений, интересовался работой других волонтёрских групп, участвовал в обучающих программах, лекциях, семинарах и  тренингах для волонтёров. 

      За эти годы постепенно сложилось видение того, многие программы и мероприятия, проводимые крупными благотворительными организациями или волонтёрскими группами, при всей их безусловной полезности для детей во время их нахождения в интернатном учреждении, имеют крайне низкую эффективность именно в вопросе последующей социализации выпускников, т.к. практически не предусматривают приобретение навыков, способствующих постинтернатной адаптации.

      Именно тема социализации выпускников детдомов, хотя и очень часто декларируемая как одно из основных направлений деятельности почти у каждого благотворительного объединения, до сих пор фактически является наименее  реализуемой на практике. Реальная эффективность существующих программ в случае, когда  можно оценить её хоть в каких-нибудь показателях, часто имеет КПД паровоза, а в большинстве случаев волонтёры вообще не задумываются о том, для чего, собственно, они проводят то или иное мероприятие и каков будет результат для конкретного ребёнка, подростка, выпускника.

     Да, термин «социализация» для детей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, включает в себя очень широкий список понятий.  И для разного возраста ребёнка этот термин будет расшифровываться совершенно по-разному! Если для детей возраста до 13-14 лет самым главным является обеспечение их вниманием, личным общением со своими сверстниками и взрослыми, помощью в учебе и организации их досуга в виде игр, спорта, различных кружков по интересам проведения экскурсий и т.п., то для подростков и будущих выпускников  15-18 лет и старше наиболее важным вопросом уже является их более конкретное самоопределение - в выборе профессии и места дальнейшего обучения или работы, в мировоззрении, в личных отношениях. Именно на этом и нужно, на мой взгляд, делать акцент при работе с подростками и выпускниками интернатных заведений.

    После более чем 4-х лет волонтёрской деятельности и прохождения различных её этапов  мне стало ясно, что для того, чтобы быть максимально эффективной, волонтёрская деятельность должна быть профессиональной.

    Сейчас мне 40 лет. Имея за плечами достаточно приличный жизненный и профессиональный опыт, фактически теми же вопросами я занимаюсь и со взрослыми людьми, которые приходят ко мне на консультации как к психологу, психотерапевту, тренеру. И практически каждый вопрос, который мы решаем с этими взрослыми людьми, так или иначе, относится к понятию «успешная социализация». Взрослый человек в свои 30-40 лет тоже может столкнуться с вопросами профессионального самоопределения, когда та профессия, которую выбрал в молодости по совету или указке родных или знакомых, «вдруг» перестала приносить удовлетворение; или с  вопросами общения с окружающими людьми; или вообще с более глубокими вопросами смены мировоззрения и переоценки жизненных ценностей.  И каждый такой человек, когда в процессе нашей работы у него начинаются положительные изменения в жизни, говорит: «вот бы мне лет  десять-двадцать назад  это всё узнать, я бы сразу на свою дорожку встал и не потерял бы столько времени на поиск себя и цели своей жизни...»   

      В этом плане с подростками «работать» легче и ... интереснее! Легче  и интереснее потому, что у этих молодых людей, в отличие от взрослых, ещё нет «в багаже» всего того набора неконструктивных шаблонов, навязанных социумом, а иногда и откровенных предрассудков, которые есть в том или ином виде почти у каждого взрослого человека, не нашедшего себя в жизни.  Несмотря на то, что у воспитанников интернатных учреждений, как правило, имеется модель взаимодействия с окружающим миром, в которой участие самого ребёнка доведено до минимума и в которой за него почти всё решают и делают взрослые, эти модели очень быстро (т.е. эффективно!) можно изменить. Нужно только правильно найти точку приложения своих сил.

     Моя работа состоит в том, чтобы сконцентрировать свои усилия не на обучении ребят каким-то конкретным навыкам, а на обучении их более широкому взгляду на жизнь и конструктивным моделям поведения для последующего их применения в разных жизненных ситуациях при решении разных жизненных задач, чтобы помочь детям научиться доверять другим людям и, самое главное, доверять себе и верить в самих себя! У меня самого двое детей, и их я тоже учу тому же самому. 

    Суть моей деятельности я вижу в том, что она помогает раскрыть творческий потенциал этих детей и даёт им навыки самоопределения, чтобы во взрослой жизни они смогли стать по-настоящему успешными людьми, чтобы они нашли своё призвание, своё место в этой жизни, своё место среди нас.

      Вернуться...